Тезисы выступления


Совещание по вопросам развития российского нефтесервиса Министерства энергетики и Союза нефтегазопромышленников России, 7 июня 2013 года.



Предложения Ассоциации по развитию российского нефтесервиса сведены в 3 основные категории (+ 1 дополнительная категория):


I. Конкуренция с крупными иностранными нефтесервисными корпорациями (стр. 2);

II. Отсутствие внимание государства к проблемам развития отечественного нефтесервиса (стр. 4)

(дополнительно – справка по законам Китая и Норвегии - стр. 7);

III. Неравноправные и непартнерские отношения российских нефтесервисов и ВИНК (вертикальных интегрированных нефтяных холдингов, стр. 8);

-----------------------------------------------------

IV. (дополнительная категория) Отсутствие координации и согласованности между сервисными компаниями по вопросам внутригосударственного развития и международной экспансии (стр. 9).



Введение


Общественная организация «Тюменская Ассоциация Нефтегазосервисных Компаний» создана с целью объединения и защиты интересов малых и средних отечественных нефтегазосервисных компаний. 


Все члены Ассоциации понимают важность взаимодействия между собой и различными субъектами рынка, в целях сохранения и развития отечественного сектора в сервисе нефтегазодобычи.


I. Конкуренция с крупными иностранными нефтесервисными корпорациями


Текущая проблема: Рынок до 70% принадлежит иностранным компаниям.


Плюсы иностранного присутствия Минусы иностранного присутствия

1. Поднялась трудовая дисциплина

2. Появились новые технологии и оборудование.

3. Происходит взаимный обмен знаниями среди специалистов компаний

4. Осуществляются инвестиции в производство и подготовку кадров 

(в Тюмени - заводы Baker Hughes, Schlumburger, учебный центр Schlumburger) 1. Поглощение наиболее эффективных российских предприятий, превращение лидеров в аутсайдеров (Тюменьпромгеофизика)

2. Отток квалифицированных кадров

3. Закрыт доступ к новейшим технологиям

4. Монополизированы некоторые виды услуг, получение наиболее выгодных и крупных заказов иностранцами.


Предложения: 

1. Законодательно ограничить работу иностранных компаний на российском нефтесервисном рынке, ограничив их участие только в таких проектах, для участия в которых отсутствуют необходимые российские технологии. 

2. Обязать иностранные нефтесервисные компании привлекать местных подрядчиков к выполнению работ, которые возможно производить усилиями российских компаний, сохраняя за иностранными сервисными компаниями только сектор узкоспециализированных и сложных проектов.

3. Обязать принимать российский персонал (российских граждан) на работу, с участием иностранных граждан не более чем в 10% от численности персонала, с условием наличия подтвержденной высокой квалификации и опыта проведения специфических и технически сложных работ, при отсутствии предложений подобных специалистов – российских граждан на рынке труда.

4. Обязать раскрывать используемые технологии перед Заказчиком и общественностью, проводить обязательную сертификацию оборудования и технологий для использования на территории России, с подтверждением их безопасности для экологии и соответствия нормам по охране труда и здоровья сотрудников. 

5. В обязательном порядке привлекать российских специалистов и проводить обучение российского персонала для работы с новыми технологиями и оборудованием, привлекая иностранцев только в случае отсутствия на рынке труда соответствующих специалистов из российских граждан.

6. Привести в соответствие с международной системой патентования и защиты интеллектуальной собственности и технологий соответствующих отечественных нормативных актов, для предотвращения утечек и реэкспорта технологий и разработок российских ученых, НИИ и нефтесервисных компаний.

7. Ужесточить требования по соблюдению иностранными компаниями налогового и экологического законодательства, проводить регулярные проверки и аудиты.


Цель изменений:

Восстановить долю российского нефтесервиса до 70% от общего объема рынка.


II. Отсутствие внимание государства к проблемам развития отечественного нефтесервиса


Текущая проблема № 1: Большая налоговая нагрузка.


Предложение:

Внесение изменений в налоговое законодательство, позволяющее вести нормальную работу и развивать производственные мощности:

 - По налогу на прибыль: уменьшение налоговой базы на размер реинвестированной прибыли;

- По НДС: вернуть возможность оплаты по факту оплаты работ, либо увеличить сроки оплаты налога до принятой сегодня практики оплаты услуг (до 90 и более дней);

- По НДФЛ и социальным страховым взносам: уменьшить ставку, ввиду существенной доли этих налогов в себестоимости нефтесервиса, что приводит к использованию серых схем при оплате труда, как следствие – к социальной незащищенности работников и недобросовестной конкуренции между предприятиями.


Текущая проблема № 2: Вмешательство государственных фискальных и проверяющих структур в работу компаний.


Предложение:

Внести изменения в законодательство, которые запретят фискальным органам или проверяющим структурам блокировать работу предприятий и арестовывать счета без решения суда.

В частности, отменить возможность блокирования расчетного счета компании налоговой инспекцией при задержке по выплате НДС, ввиду того, что НДС по выполненным работам может быть начислен, но не оплачен Заказчиком и средств для выплаты налога у компании нет.

Текущая проблема № 3: Дорогие кредиты и лизинг, отсутствие долгосрочных предложений на рынке.


Процентные ставки по кредитам высоки, недоступно долгосрочное кредитование или лизинг. 


Для иностранных компаний доступны долгосрочные кредиты под 0%-5% с субсидированием государствами (Китай) программ по экспорту оборудования и услуг, что резко ослабляет конкурентоспособность российских компаний.


Предложение:

Установить специальные инвестиционные ставки по кредитам для компаний нефтесервисной отрасли, на уровне 0-3-5%%.

Реализовать данную программу с привлечением крупных банков (Сбербанк, ВТБ).

Субсидировать программы экспорта нефтесервисных услуг и оборудования, как это происходит в оборонной промышленности.

Предоставлять связанные кредиты и лизинговые программы иностранным государственным нефтяным компаниям на привлечение российских нефтесервисов и производителей оборудования к работе в зарубежных проектах.


Текущая проблема № 4: Отсутствие государственной стратегии развития нефтесервиса, который является системообразующим для всей российской экономики.


Предложение:

Создать Министерство нефтегазосервисной отрасли, принять Закон «О нефтегазосервисе» и объявить нефтегазосервис национальной экономической доктриной. 


Экспорт и переработка углеводородов является главным источником финансирования бюджета страны. Затраты на добычу, транспортировку и переработку должны оставаться в России, и по производственной цепочке связывать смежные отрасли, а также стимулировать производство машин, оборудования и товаров народного потребления, через увеличение покупательной способности населения, работающего в нефтегазосервисной и смежных с ней отраслях.


Текущая проблема № 5: Отсутствие государственной поддержки по международному развитию компаний нефтсервисной отрасли.


Предложение:

По примеру Финского форума: необходима поддержка государства (посольств, консульств) и крупных российских компаний для продвижения малых и средних нефтесервисных компаний на территории других государств.


Крупные компании должны выступить в качестве «Якорных компаний». Укрепившись и заняв рынок на территории другого государства, должны стремиться привлекать компании – соотечественники в качестве подрядчиков, субподрядчиков, поставщиков оборудования. 


Необходима организация мероприятий – «Российских форумов» в иностранных государствах, для проведения презентаций российских компаний, продвижения услуг и продукции, знакомить иностранных заказчиков и партнеров с нашими возможностями и достижениями, для развития присутствия на иностранных рынках.


Цель изменений:

Обеспечить российский нефтесервис защитой государства и сделать его приоритетной отраслью российской промышленности на период до 2020 года, для обновления производственных фондов и технологического развития, создания рабочих мест и развития экономики в смежных и других отраслях.

Дополнительная справка по защите нефтесервисного рынка в Китае и Норвегии, законодательные акты этих стран-членов ВТО

1. Китай


"Перечень отраслей, открытых для иностранных инвестиций"

Принят 24 декабря 2011 года

Вступил в действие 30 января 2012 года


Утвердивший орган: Госсовет КНР

Приказ №12 Государственного комитета по развитию и реформам и

Министерство Коммерции КНР.



Источник на английском языке:


Ссылки на "Перечень":

http://www.fdi-law.com/en/view.php?id=2551

Комментарии:

http://www.fdi-law.com/en/view.php?id=2531


Источники на русском языке (статьи) о предыдущей версии Перечня от

2007 года:


http://ekonomic.narod.ru/articles/newsdoc-619.html

http://www.tek-russia.ru/issue/articles/articles_13.html


Order of the National Development and Reform Commission and the Ministry of

Commerce (No. 12)

The Catalogue of Industries for Guiding Foreign Investment (2011 Amendment)

as approved by the State Council is hereby issued and shall come into force

on January 30, 2012; simultaneously, the Catalogue of Industries for Guiding

Foreign Investment (2007 Amendment) issued by the National Development and

Reform Commission and the Ministry of Commerce on October 31, 2007 shall be repealed.



2. Норвегия


Закон "О Нефтяной деятельности" от 29 Ноября 1996 года за номером 72


Последние изменения от 24 июня 2011 года за номером 38


Ссылка на закон:

http://www.npd.no/en/Regulations/Acts/Petroleum-activities-act/


Англоязычный комментарий:

http://thetyee.ca/News/2012/08/15/Norway-Vs-Canada/

http://www.theglobeandmail.com/report-on-business/economy/canada-competes/what-norway-did-with-its-oil-and-we-didnt/article11959362/?service=mobile


Русскоязычный комментарий (касаются версии закона от 1985 года,

прекратившего действие):

http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=979


III. Неравноправные и непартнерские отношения российских нефтесервисов и ВИНК


Текущая проблема № 1: Проблема неплатежей, непомерно больших отсрочек платежей по выполненным работам.


Основой движущей силой бизнеса являются деньги, которых в нефтесервисе очень мало и не хватает, ввиду установившейся практики неплатежей за услуги, или установление сроков платежа по выполненным услугам до 90 дней. 


Отсутствие денежных средств вызывает задержки в зарплате, невозможность вести работу, оплатить налоги (в частности, НДС, который оплачивается по факту выполнения работ), инвестировать в развитие. Компании вынуждены прибегать к дорогим кредитам.


Предложение:

Подготовить законодательный акт, лимитирующий срок оплаты по договорам до 30 дней после выполнения работ или поставки оборудования и предусматривающий серьезные санкции для компаний, задерживающих оплату свыше указанного срока. 


Связать данный акт с налоговым законодательством по налогу на добавленную стоимость, оплата которого производится по факту выполнения работ, либо внести изменения в налоговое законодательство по налогу на добавленную стоимость, предоставив возможность оплаты НДС по факту оплаты выполненных работ. 


Цель изменений:

Выработать практику равных и партнерских отношений между ВИНК и нефтесервисными компаниями.



IV. Отсутствие координации и согласованности между сервисными компаниями по вопросам внутригосударственного развития и международной экспансии.


Текущая проблема № 1: Ценовая конкуренция и демпинг, влияющие на рентабельность услуг и возможности развития, инвестиций в технологии и оборудование. Отсутствие согласованных действий при экспансии на ближнее и дальнее зарубежье.


Предложение:

Организация СРО (саморегулирующей организации) нефтесервисной отрасли. 


Решения СРО: 

- разработка внутриотраслевого справочника цен для различных услуг и оборудования, для профилактики ценового демпинга при конкурсных закупках;

- выработка отраслевых стандартов и унификация по техническим и технологическим решениям в нефтесервисной отрасли;

- выработка понятных и прозрачных правил взаимодействия между нефтесервисными компаниями по работе на различных направлениях;

- выработка структуры объединенного российского нефтесервиса по видам производств, услуг, региональному присутствию, формирование альянсов или корпораций, участие в проектах слияния или поглощений, урегулирование спорных и конфликтных ситуаций;

- представительские функции в органах власти, перед международными организациями, а также способствование продвижению российского нефтесервиса за рубежом;

- контроль экологии  и бережного отношения к российской природе и природным ресурсам российскими и иностранными нефтегазосервисными предприятиями;

- обеспечить достойное будущее для новых поколений россиян, в виде разведанных запасов полезных ископаемых, развитой инфраструктуры по добыче и переработке, новых источников энергоресурсов, углубления передела сырья и производства конечной продукции, и повышения эффективности энергетики и энергосбережения.


Цель изменений:

Сформировать структуру, которая объединяла бы наиболее профессиональных игроков рынка, препятствуя появлению некачественного оборудования и услуг, а также боролась бы с явлениями ценового демпинга и недобросовестной конкуренции, «серыми» схемами и компаниями-однодневками, проявлениями коррупции и нарушениями законов в нефтесервисной отрасли.